Главная » 2017 » Июль » 23 » Шмели перенимают новые знания от товарищей
10:43
Шмели перенимают новые знания от товарищей

Международная группа этологов провела серию интересных экспериментов на шмелях. В этих экспериментах шмели должны были освоить нехарактерный для них поведенческий алгоритм — научиться вытягивать из-под низкого столика за ниточку кормушку с сиропом.

Суть экспериментов состояла в следующем. Сначала необученных шмелей тренировали выполнять необычное для них действие — вытягивать за ниточку из-под прозрачной плексигласовой крышки кормушку с сиропом. Обучение проходило в четыре этапа (рис. 2), и в результате больше половины шмелей смогли освоить этот трюк.

Рис. 2. Этапы обучения шмелей новому навыку

Рис. 2. Этапы обучения шмелей новому навыку. На нулевом этапе шмели учились связывать получение корма с обликом экспериментальной кормушки — синего искусственного цветка. На первом этапе цветок был наполовину задвинут под крышку столика, и можно было вытянуть его одним движением за ниточку. На втором этапе цветок задвигали под столик на 75%, на третьем — целиком, а на последнем из-под стола торчала только ниточка (на видео из дополнительных материалов к обсуждаемой статье можно увидеть, как шмель справляется с 4 этапом). Из 40 шмелей 32 перешли на второй этап, обучившись манипулировать ниточкой с помощью передних лапок и челюстей, на третий и четвертый этапы перешли 29 и 28 шмелей соответственно. Полностью прошли обучение 23 шмеля. Рисунок из обсуждаемой статьи в PLoS Biology

Без обучения шмели не могли пройти этот тест: лишь два шмеля из около трехсот испытанных смогли вытащить кормушку за ниточку без всяких промежуточных тренировочных этапов.

Итак, экспериментаторы научили шмелей необычному трюку, который случайным образом они бы вряд ли выполнили. Далее им нужно было проверить, могут ли шмели научить друг друга чему-нибудь. Для этого рядом с кормушкой ставили прозрачную коробочку со шмелем, который до того в тренировках не участвовал, а к кормушке выпускали обученного шмеля. «Ученик» мог видеть действия умелого товарища. Затем и его самого выпускали к кормушке.

Более половины (60%) учеников-наблюдателей справлялись с задачей с первого раза. Правда, им требовалось для ее выполнения существенно больше времени, чем учителю. Но это понятно — они ведь только видели, как кормушка вытягивается за ниточку, но сами манипуляции лапками и челюстями ученику приходилось осваивать самостоятельно. Как показал анализ видеозаписей, шмель-ученик осваивал новый трюк методом проб и ошибок: имея в виду конечную цель, он пробовал разные манипуляции, и в конечном итоге находил успешный вариант (см. видео, на котором ученик выполняет задание, вылетев после наблюдения за демонстратором; видно, что задача дается ему не сразу, а только после нескольких неудачных целенаправленных попыток)

Шмель-учитель оказывается важным элементом обучения: если убрать демонстратора из схемы и просто вытягивать кормушку за ниточку, то шмель-наблюдатель не воспримет успешный алгоритм действия. Он будет суетиться вокруг столика с кормушкой, пытаясь залезть под него. Ни один из наблюдателей в эксперименте без учителя не справился с задачей.

Ученые попытались выяснить, насколько осмысленно обучение — то есть действительно ли ученики «понимают», зачем им нужна веревочка, или все-таки не очень. В частности, это проверяли, меняя направление веревки. Эта серия экспериментов показала, что если веревка лежит так же, как и в период обучение, то почти все (92%) шмели-ученики сразу летят к ней. А вот если направление веревки было другим, то сразу к ней летело всего 28,5% шмелей. Это мало отличается от случайного выбора из четырех вариантов (25%). Получается, что шмелям важнее, «где тянуть», чем «что тянуть».

В целом, совокупность экспериментов свидетельствует о том, что шмели могут набираться знаний, глядя на действия успешного демонстратора. Примерно так обучаются искусству приготовления суши: ученики просто находятся рядом и наблюдают, как день за днем мастер готовит суши (см. книгу Франса де Вааля The Ape and the Sushi Master: Cultural Reflections by a Primatologist).

Важно было проверить, как распространяется новое знание в шмелином обществе, будет ли оно передаваться от особи к особи. Если этого нет, то речь может идти не о культуре или социальном научении, а лишь о выработке условного рефлекса, пусть и очень хитроумного. В три колонии шмелей посадили по одному обученному демонстратору и затем выпускали шмелей случайными парами к кормушке с ниточками. Через некоторое время большинство особей в колонии освоили новый трюк. Так как все парные полеты записывались и все шмели имели индивидуальные метки, то можно было легко проследить, как идет распространение знаний. Обучать, как выяснилось, могли не только первоначальные носители знаний, но и их ученики, и ученики учеников (рис. 3). И даже больше — во время эксперимента один из трех изначальных демонстраторов умер, но распространение навыка в этой колонии все равно продолжалось. И это — доказательство возможности поддержания нового поведенческого алгоритма в череде восприемников даже после исчезновения первого носителя навыка.

Рис. 3. В такой последовательности шмели одной из колоний перенимали навык вытягивания кормушки из-под столика

Рис. 3. В такой последовательности шмели одной из колоний перенимали навык вытягивания кормушки из-под столика. Первый демонстратор обозначен желтым, его успешные ученики — оранжевым, их ученики — розовым, а их ученики — голубым. Толщина линий показывает число совместных полетов к кормушке, осуществленных данной парой, а размер кружков — число парных полетов, осуществленных данной особью. Номера — обозначения особей. Рисунок из обсуждаемой статьи в PLoS Biology

Ученые заключают, что способность особей к передаче друг другу сложных навыков, минуя генетическое наследование, служит основой для появления культуры. Эта способность проявляется тогда, когда конкретный навык становится важным и осуществимым. Если бы в случае английских синиц — любительниц утреннего молока — крышки оказались бы не из фольги, а из железа, или если бы лишь редкие англичане заказывали молочнику утреннее молоко, то у синиц не было бы ни возможности, ни стимула распространять и поддерживать необычный поведенческий алгоритм. А если бы англичане решили закрывать свои цветы низкими столиками, снабжая цветочки нитями, то английские пчелы наверняка прославились бы привычкой вытягивать себе цветы из-под столика. Механизм культурной передачи состоит из нескольких простых элементов — способности к обучению, действиям методом проб и ошибок, повышенному вниманию к поведению особей своего вида. Данные элементы свойственны многим, если не всем животным. Потому представления о процессе становления человеческой культуры на базе эволюционного развития простых поведенческих элементов, имеющихся у многих животных, видятся очень продуктивными.

Источник: S. Alem, C. J. Perry, X. Zhu, O. J. Loukola, T. Ingraham, E. Søvik, L. Chittka. Associative Mechanisms Allow for Social Learning and Cultural Transmission of String Pulling in an Insect // PLoS Biology. 2016. DOI: 10.1371/journal.pbio.1002564.

Елена Наймарк

Источник

 

Просмотров: 974 | Добавил: Func | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Контакты
AI.MOY.SU
e-mail:
strongAI@bk.ru
strongai.gig@gmail.com
3139 Brownton Road
Long Community, MS 38915



Расположение