Главная » 2017 » Июль » 17 » Кен Уилбер о трех языках описания реальности.
10:54
Кен Уилбер о трех языках описания реальности.

-> Как утверждает известный американский философ и психолог Кен Уилбер (автор т.н. интегрального подхода)  для того, чтобы более-менее полно описать любой достаточно сложный феномен реальности, необходимо использовать три различных языка, которые Уилбер называет «это-язык», «я-язык» и «мы-язык».

«Это-язык» – объективный, нейтральный язык эмпирических и аналитических наук – от физики и биологии до экологии, социологии и теории систем. Это-язык описывает объективные, «внешние» стороны явлений и отношения между ними. «Я-язык» – язык описания субъективных процессов и восприятий. Если это-язык служит для описания феномена «снаружи», то я-язык – для описания «изнутри». «Мы-язык» – интерсубъективный, он предназначен для описания коллективного мировоззрения, ценностей в рамках той или иной культуры. Для того, чтобы хоть немного приблизиться к пониманию феномена сознания, нам нужно описать все три его стороны: объективную, субъективную и интерсубъективную. Описание сознания на это-языке – это то, чем занимается современная нейронаука. К описаниям на я-языке тяготеет классическая психология, которая фокусируется на эмоциях и переживаниях. На мы-языке говорим об интеллекте – мере того, насколько эффективно сознание способно справляться с задачами, которые считаются ценными в данной культуре. Ни один из этих языков не является более важным, чем другие, и ни один из них невозможно выразить через термины остальных.Приведем следующую обширную выдержку из его книги "Краткая история всего":

Глава 8  Добро, истина и красота

В: Я хочу перейти к более высоким, или надличностным, стадиям развития сознания. Но, прежде чем мы сделаем это, давайте выясним вот что: вы сказали, что есть очень простой способ подвести итог разговору об этих четырех секторах, об их истинах и критериях законности, обо всем этом!

КУ: Да. Вот основные различия: все на правой стороне может быть описано на языке «это». Все содержимое верхнего левого сектора может быть описано на языке «я». И все, что присутствует в левом нижнем секторе, может быть описано на языке «мы».

В: Я, мы и это. Это достаточно просто.

Большая Тройка

В: Эти три языка перечислены на внутренних углах рисунка 7—1.

КУ: Да. Язык «это» — объективный, нейтральный, приспособленный для описания поверхностей без глубины. Это стандартный язык эмпирических, аналитических и системных наук, от физики и биологии до экологии и кибернетики, от позитивистской социологии до бихевиоризма и теории систем.

Другими словами, это монологический язык. Он представляет собой монолог по поводу поверхностей, по поводу «это». Это-язык описывает объективные внешние стороны явлений и отношения между ними, наблюдаемые поверхности и модели, которые могут быть замечены при помощи органов чувств или их инструментальных расширений, не зависимо от того, находятся ли эти эмпирические поверхности «внутри» нас, как, например, мозг или легкие, или «вне» нас, как, например, экосистемы. Даже информация, проходящая по информационным каналам, может быть описана на это-языке. Информация, на самом деле, определяется как отрицательная энтропия. Вашего присутствия для описания языка информации не требуется.

Язык «я», с другой стороны, обязательно предполагает ваше присутствие, ваше сознание, ваше субъективное понимание. Все в верхнем левом секторе может быть описано на языке «я», на языке внутренней субъективности. Субъективный компонент любого холона — это «я»-компонент.

Конечно, это «я», самость или субъективность становится все более развитой с увеличением глубины — у обезьяны больше самости, чем у червя, — но суть в том, что этот компонент «я» в любом случае не может быть описан на языке «это». Подобное описание превратило бы субъект в простой объект, все мы инстинктивно сопротивляемся этому, и сопротивляемся довольно настойчиво. Субъекты должны быть поняты, тогда как объектами просто управляют.

В: Техники из лаборатории...

КУ: Да, это один из примеров. Ваше «я» рассматривается как «это». Относится ли это к индивидам или к коллективным субъектам большой и прекрасной сети, люди инстинктивно понимают, что такое пренебрежение опасно.

В: А каков третий язык?

КУ: Третий язык, или язык «мы», относится к левому нижнему сектору, к культурному, или интерсубъективному, измерению. Верхний левый сектор представляет собой видение мира с точки зрения «я»; нижний левый сектор — это мир с точки зрения «мы». Это коллективное мировоззрение, которое наследуется вместе с определенным временем и местом рождения в какой-то культуре. Конечно, мировоззрения развиваются, и поэтому мы уже рассматривали архаичное, магическое, мифическое и рациональное мировоззрения.

Итак, у нас есть эти три фундаментальных языка, и они весьма различны, так как относятся к различным областям. Нежелание различать эти языки вызвало огромное количество споров и неразберихи.

В: Вы называете их «Большой Тройкой».

КУ: Да. Большая Тройка — это упрощенная версия четырех секторов, в которой оба сектора правой стороны рассматриваются как объективное внешнее «это». Поэтому для простоты эти четыре сектора можно иногда считать как три, как Большую Тройку — я, мы и это.

Значит, когда мы говорим, что каждый индивидуальный холон состоит из четырех секторов, в более простой форме представляет собой Большую Тройку, мы имеем в виду, что у каждого холона есть эти аспекты или стороны, которые могут быть описаны только на различных языках. И причина, по которой мы не можем свести ни один из этих языков к другим, есть та же самая причина, по которой мы не можем сводить ни один из секторов к другим. Поэтому мы можем описать холон адекватно и полно только в том случае, если мы используем все три языка для описания всех его секторов. Не следует ставить один сектор или один язык в привилегированное положение, что, конечно же, обычно и происходит.

В: Итак, Большая Тройка. Вы указали на огромное число соответствий внутри этой тройки, например, мораль, наука и искусство, или платоновские понятия Благо, Истина и Прекрасное.

КУ: Да. Вот только некоторые из многочисленных форм Большой Тройки:

 

Я

(верхний левый сектор):

сознание, субъективность,

самость и самовыражение

(включая искусство и эстетику), правдивость, искренность.

 

Мы

(нижний левый):

этика, мораль, мировоззрение,

общий контекст, культура;

интерсубъективное значение,

взаимное понимание,

общепринятое, справедливость.

 

Это

(правая сторона):

наука и техника, объективная природа,

эмпирические формы

(включая мозг и социальные системы),

логическая истина

(функциональное соответствие).

 

Наука — эмпирическая наука — имеет дело с объектами, с «этим», с эмпирическими закономерностями. Мораль и этика касаются «нас» и нашего интерсубъективного мира. Искусство связано с прекрасным с точки зрения наблюдателя, «Я». И, по существу, это укладывается в платоновские представления о Благе (мораль, «мы»), Истине (в смысле логической, или объективной истины) и Прекрасном (эстетическое измерение, которое воспринимается каждым «Я»).

Большая Тройка — это также три мира Карла Поппера: физический (это), ментальный (я) и мир культуры (мы). Кроме того, Большая Тройка — три требования достоверности Хабермаса: объективная истина, субъективная правда и интерсубъективная справедливость.

В качестве примера огромной исторической важности, Большая Тройка обнаруживается в очень влиятельной трилогии Канта — «Критика чистого разума» (объективная наука), «Критика практического разума» (наука о морали) и «Критика способности суждения» (эстетическое суждение и искусство). Можно привести множество примеров, но все они будут иллюстрацией общего принципа Большой Тройки.

В: Хорошо, я хочу очень ненадолго вернуться к фундаментальной парадигме Просвещения, а также ко всей эпохи «современности», и я хочу, чтобы вы объяснили ее с позиции Большой Тройки.

Я думаю, что это очень важно, потому что все подходы в рамках «новой парадигмы» утверждают, что они смогли преодолеть парадигму Просвещения, а вы продолжаете считать, что все они являются полным продолжением этой парадигмы. Вы считаете, например, что теория систем по-прежнему следует парадигме Просвещения. Итак, в терминах Большой Тройки, что такое фундаментальная парадигма Просвещения?

КУ: О, это довольно легкая задача. Фундаментальная парадигма Просвещения сводила все «я» и все «мы» к «это». Господствовавшая в эпоху Просвещения точка зрения утверждала, что всю действительность можно описать на «это»-языке, который один может быть «подлинно реальным». При этом Большая Тройка сводилась к одной большой поверхности, описываемой при помощи «это»-языка. Другими словами, все измерения левой стороны сводились к правой стороне — тонкий редукционизм. Это понятно?

В: Произошел отказ от сознания и морали в пользу науки?

КУ: Да, в некотором смысле так. Но лучший способ понять отрицательные стороны современности и Просвещения состоит в том, чтобы сначала понять положительные их стороны. Каждая стадия эволюции, как вы помните, развивается «диалектически», каждое новое развитие приносит как хорошие новости, так и плохие. И мы уделили внимание некоторым плохим новостям, но это не имеет почти никакого смысла, если мы не будем говорить о соответствующих хороших новостях. Поэтому я хотел бы кратко рассказать о хороших новостях, иначе мы будем заниматься просто антимодернистской риторикой, которая никуда нас не п

 

Просмотров: 822 | Добавил: Func | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Контакты
AI.MOY.SU
e-mail:
strongAI@bk.ru
strongai.gig@gmail.com
3139 Brownton Road
Long Community, MS 38915



Расположение