Главная » 2017 » Июнь » 30 » Статья российских ученых посвященная новым наработкам в понимании речевой информации мозгом человека
11:14
Статья российских ученых посвященная новым наработкам в понимании речевой информации мозгом человека

    В журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS) опубликована статья российских ученых посвященная новым наработкам в понимании речевой информации мозгом человека. Их открытия опровергают традиционные представления о восприятии нами языка.

 

Юрий Штыров является заведующим лабораторией магнитоэнцефалографии в Институте клинической медицины (Университет г. Орхуса, Дания), профессором в Центре языков и литературы (Университет г. Лунда, Швеция) и приглашенным профессором Высшей школы экономики.

— В чем состоит главный вывод работы?

— Работа показывает, что в восприятии и понимании речевой информации мозгом человека участвуют не только традиционные речевые области, известные еще из классических работ неврологов XIX столетия, таких как Брока, Вернике, Лихтхайм, но и те зоны коры головного мозга, которые управляют двигательным аппаратом и отвечают за двигательную активность. Участие этих зон обеспечивается в процессе их практически мгновенной и автоматической активации, которая начинается спустя менее чем 100 миллисекунд после предъявления слов акустически и имеет место автоматически, даже когда человек не прислушивается к предъявляемым ему словам.

Кроме того, наша работа показывает, что слова не только активируют свои области в моторной коре (например, при прослушивании слова «пинок» автоматически активируется зона, контролирующая движения ног), но и подавляют активность в чужих зонах, которые по смыслу связаны с другими словами.

Это прямо свидетельствует в пользу того, что такой базовый нервный процесс, как торможение соседних нейронов в моторной коре, известный из исследований на животных, принимает непосредственное участие в таких сложных и высоких видах деятельности мозга, как восприятие языка.

— Как это изменит понимание восприятия языка человеком и механизмов, лежащих в основе этого?

— Эти результаты четко указывают на то, что традиционные представления о восприятии мозгом языка как об изолированной, оперирующей абстрактными символами системе неверны. Способность понимать слова и их смысл коренится в биологии, а именно непосредственно в восприятиях и действиях, связанных с этими словами. Когда ребенок узнает новые слова, они воспринимаются непосредственно в связи с объектами и действиями, которые они означают.

Например, мама показывает на солнце и говорит: «Солнышко», а ребенок слышит произносимые ею звуки, повторяет их, глядя на солнце, видя его свет и ощущая его тепло. Или он бежит и слышит от родителей: «Беги, малыш». Естественно, при этом происходит активация его мозга в тех зонах, которые отвечают и за слуховое восприятие, и за артикуляцию, и за восприятие зрительных образов и (или) контроль движений. Из основ нейрофизиологии известно, что когда нейроны активируются одновременно, то между ними появляются и усиливаются связи, возникают ассоциации между мозговыми процессами, отвечающими за такие, казалось бы, разные функции.

Эти нейробиологические процессы — так называемое ассоциативное обучение — лежат в основе нашей способности к обучению и формированию новых навыков (вспомните собаку Павлова).

Таким образом, формируется целая сеть нервных клеток, находящихся в разных районах мозга, включая и те, которые традиционно связывают не с речью, а с простыми функциями, такими как движение мышц, которые присутствуют не только у человека, а у всех животных. Эта сеть и становится мозговым представительством того или иного слова, напрямую, физиологически связывая его звучание и произношение с теми действиями и ощущениями, которые оно означает.

Наши данные, таким образом, свидетельствуют в пользу того, что слова и концепции представлены в мозге в виде таких распределенных сетей нейронов, которые активируются практически мгновенно и автоматически при восприятии речи, что обеспечивает быструю, динамическую и легкую обработку потока речевой информации, с которой нам приходится иметь дело в повседневном общении.

— Какие методы использовались в ходе исследования? В чем состоит непосредственно ваш вклад?

— Основной метод — магнитоэнцефалография (МЭГ), которая основана на регистрации микроскопических магнитных полей, генерируемых нейронами в процессе их работы и связанной с ней электрической активностью.

Для обработки полученных таким образом данных о распределении магнитных полей вокруг головы и их динамике в процессе эксперимента используются сложные математические алгоритмы, способные сконструировать модель источника активности в мозге исходя из полученной вне мозга записи магнитной активности.

При этом для аккуратного моделирования свойств мозга как электрического проводника и источника электромагнитной активности используется магнитно-резонансная томография, дающая трехмерное изображение структуры мозга каждого испытуемого

Источник.

 

 

Просмотров: 417 | Добавил: Func | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Контакты
AI.MOY.SU
e-mail:
strongAI@bk.ru
strongai.gig@gmail.com
3139 Brownton Road
Long Community, MS 38915



Расположение