Главная » 2017 » Июль » 1 » Больше знаний – хуже память, но лучше логика
10:57
Больше знаний – хуже память, но лучше логика

Больше знаний – хуже память, но лучше логика

Для большинства людей иметь хорошую память – это значит запоминать большое количество информации на длительные периоды времени. Для нейроучёных неспособность вспомнить что-то тоже долгое время означала сбой тех механизмов мозга, которые хранят и извлекают информацию. Но согласно новому обзору, опубликованному в журнале Neuron, наш мозг активно работает в том числе над тем, чтобы забывать.

 

Гиппокамп. Рисунок Камилло Гольджи

 

Исследователи предполагают, что основная цель памяти – не воспроизводить в любой момент самые детальные данные, а направлять и оптимизировать принятие разумных решений, придерживаясь содержимого того ценного хранилища, которое мы накапливаем в течение всей жизни.

«Очень важно то, что мозг забывает несущественные детали и вместо этого фокусируется на том, что поможет принимать решения в реальном мире», — отмечает Блейк Ричардс (Blake Richards), сотрудник программы Learning in Machines & Brains в Университете Торонто и один из авторов работы.

В обзоре литературы учёные обращают внимание на устойчивость или «живучесть» информации, и довольно новый предмет для исследований – забывание или скоротечность. Участившиеся в последнее время работы в области механизмов мозга, способствующих стиранию памяти, весьма показательны. Это говорит о том, оно так же важно для системы нашей памяти, как и запоминание.

«В недавних исследованиях мы находим множество свидетельств того, что есть механизмы, которые будут способствовать потере данных и что они отличаются от тех, которые участвуют в хранении информации», — говорит другой автор, Пол Франкленд (Paul Frankland), старший исследователь программы Child & Brain Development в Канадском институте углубленных исследований (CIFAR).

Один из этих механизмов – ослабление или устранение синаптических связей между нейронами, в которых кодируются воспоминания. Другой механизм, подтверждённый научной группой лаборатории Франкленда, представляет собой генерацию новых нейронов из стволовых клеток. Как как новые нейроны встраиваются в гиппокамп, новые синапсы переподключают гиппокампальные цепи, и воспоминания, хранящиеся в этих цепях, перезаписываются, отчего становится сложнее получить к ним доступ. Этот механизм может объяснить тот факт, почему дети, чей гиппокамп активно генерирует большее количество новых нейронов, забывают так много информации.

Может показаться нелогичным, что мозг будет тратить столько энергии на то, чтобы произвести новые нервные клетки в ущерб памяти. Ричардс, который применяет теории искусственного интеллекта для лучшего понимания мозга, с помощью него изучил принципы обучения. Используя их, авторы выдвинули аргумент о том, что взаимодействие запоминания и забывания позволяет нам принимать более взвешенные решения, основываясь на собственных знаниях.

Во-первых, «текучка» информации позволяет нам адаптироваться к новым ситуациям, отпуская устаревшие и потенциально вводящие в заблуждение данные, которые больше не могут помочь нам лавировать в меняющемся вкруг нас мире. Во-вторых, она облегчает принятие решений, позволяя «обновлять» умственные ресурсы.

В области искусственного интеллекта этот принцип называется регуляризацией и работает через создание простых компьютерных моделей, которые расставляют приоритеты «ядра» и устраняют определённые детали, что позволяет применять их более широко. Память работает аналогичным образом. Когда мы помним только суть встречи в отличие от каждой детали, это создаёт простое воспоминание, которое более эффективно в прогнозировании нового опыта.

В конечном счете эти механизмы диктуются средой, в которой мы находимся. Постоянно меняющиеся условия требуют, чтобы мы помнили меньше. Например, кассир в банке, который встречает множество новых людей каждый день, помнит имена своих клиентов в течение очень короткого периода времени, тогда как, например, архитектор, который регулярно встречается со своими клиентами, сохранит эту информацию в своей памяти дольше.

 «Один из факторов, который решает, запомните ли вы что-то или быстро забудите – это то, насколько последователен окружающий вас мир и насколько вероятно, что то, что вы пытаетесь запомнить, придёт в вашу жизнь», — говорит Ричардс.

Немаловажно также то, что многие исследования показывают: эпизодические воспоминания о вещах, которые происходят с нами единожды или немногократно, забываются быстрее, чем общие знания, которые мы получаем ежедневно, изо дня в день. Поэтому если вы не используете их, то в скором времени потеряете. Но вот в контексте оптимизации решений при этом вы только приобретёте.

Текст: Анна Хоружая

The Persistence and Transience of Memory by Blake A. Richards and Paul W. Frankland in Neuron. Published online June 2017

doi:10.1016/j.neuron.2017.04.037

http://neuronovosti.ru/knowledgeispowder/

Приведенное выше наблюдение перекликается с недавно высказанным сообщением о том, что люди взрослея навсегда теряют доступ к участкам памяти, где хранятся воспоминания раннего детства:

Ученые выяснили, почему, взрослея, человек забывает своё ранее детство — самые счастливые и безмятежные моменты жизни — и почему он никогда не сможет их вспомнить.

Этот психологический феномен получил название инфантильной амнезии Зигмунда Фрейда: его суть состоит в том, что из-за быстрого роста клеток памяти в головном мозге в первые годы жизни разрушаются ключевые связи между этими клетками. В результате человек теряет доступ к некоторым отделам памяти, а соответственно, и к хранящимся в них воспоминаниям.

На Канадской конференции по нейронаукам было также высказано предположение, почему у детей плохо развита долгосрочная память: малыши помнят события не более, чем двухмесячной давности. По мнению супругов Пола Франкленд и Шины Джослин (Paul Frankland and Sheena Josselyn) из Университета Торонто, у подростков и взрослых синаптические связи головного мозга более устойчивы, что позволяет правильно хранить и воспроизводить информацию.

Предыдущие исследования показали, что люди, как правило, вообще не помнят события, произошедшие в первые два-три года их жизни, а о временном промежутке с трех до семи лет имеют лишь отрывистые, нечёткие воспоминания. Оказалось, что это связано с развитием речи ребёнка — для запоминания слов нужны всё новые и новые «резервы» памяти.

Таким образом, психологи значительно продвинулись в изучении инфантильной амнезии, однако они подчёркивают, что отсутствие воспоминаний о самом раннем детстве — это скорее плюс, чем минус: дети порой падают, обжигаются, пугаются, и если бы эти воспоминания были «живы», неизвестно, с какими психологическими травмами пришлось бы жить человеку.

Источник Источник

 

 

Просмотров: 411 | Добавил: Func | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Контакты
AI.MOY.SU
e-mail:
strongAI@bk.ru
strongai.gig@gmail.com
3139 Brownton Road
Long Community, MS 38915



Расположение